Горячая линия

8 (905) 364-16-38

Версия для
слабовидящих
Работа с обращениями
граждан и организаций

Об учреждении

Прослушать

Полное наименование учреждения: Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Астраханской области» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Сокращенное наименование учреждения:  ФКУ «ГБ МСЭ по Астраханской области» Минтруда России.


Основано по распоряжению Правительства Российской Федерации от 16.12.2004г. №1646-р

С 09 января 2018 года работает 11 бюро – филиалов ФКУ «ГБ МСЭ по Астраханской области» Минтруда России.

Эти  бюро полностью обеспечивают потребность населения Астраханской области в своевременном получении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы.

В ФКУ «Главное бюро МСЭ по Астраханской области» Минтруда России работают грамотные, высококвалифицированные специалисты. В бюро и экспертных составах Главного бюро совместно с врачами-экспертами работают специалисты по реабилитации, психологи.

В соответствии с Порядком организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы, утвержденным Приказом Минтруда России от 11 октября 2012 г. N 310н (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2016 г.), основными задачами федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы являются:

  • установление структуры и степени ограничения жизнедеятельности и определения потребностей освидетельствуемого лица в различных мерах социальной защиты, включая реабилитацию;
  • изучение причин, факторов и условий, влияющих на возникновение, развитие и исход инвалидности, анализ распространенности и структуры инвалидности.

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро, экспертного состава главного бюро.

В состав бюро (экспертного состава) главного бюро входят не менее 3 специалистов. Состав специалистов формируется из врачей по медико-социальной экспертизе, психологов, специалистов по реабилитации. Обязательным условием формирования состава бюро, экспертного состава является наличие не менее 1 врача по медико-социальной экспертизе.

Оснащение и реконструкция зданий, где расположены структурные подразделения,  максимально ориентированы для нахождения в нем лиц с ограниченными возможностями, создания условий безбарьерной среды. Создана система визуальной, слуховой или тактильной информации. Учтена ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок для перемещения инвалидов. Создана система специально оборудованных и приспособленных к нуждам инвалидов санитарных узлов.

Все этапы освидетельствования фиксируются системой видеонаблюдения. В любой момент необъективность, некорректность сотрудников МСЭ, нарушение прав гражданина на этапе проведения МСЭ можно установить, а, следовательно, и принять меры в защиту прав освидетельствуемых. Для этого необходимо лишь указать время, дату обращения получателя услуг в бюро.

В отделении экспертно-реабилитационной работы Главного бюро имеется специальное диагностическое оборудование, позволяющие объективно оценить степень выраженности функциональных нарушений организма.

ЭТАПЫ
становления и развития системы медико-социальной экспертизы в Астраханской области

Медико-социальная экспертиза, как одна из современных форм социальной поддержки людей, с ограниченными возможностями жизнедеятельности, прошла большой и разноплановый путь развития и трансформации. Исторически система медико-социальной экспертизы в Астраханской области формировалась в русле основных направлений и задач, характерных для состояния и потребностей российского общества.

В России истоки общественного призрения, как организованной формы благотворительности или социального обеспечения, восходят еще к Стоглавому собору, который обратился с увещеванием в каждом "граде устроити богадельни мужские и женские". Тем самым, царь Федор Алексеевич Романов своим Указом предписал, отделив в Москве увечных людей от притворных нищих, первых поместить в двух отделениях, а здоровым лентяям дать работу. Суровые меры против "ленивых прошаков" принимал и император Петр I, запрещая им подаяния, приказывая бить их батогами, выдворять на место жительства, а возвращающихся к своему промыслу ссылать на каторгу. Вместе с этим он требовал повсеместного устройства "госпиталей" - приютов для призреваемых, заботился о помещении инвалидов в монастыри, приказывал строить по городам на церковных дворах приюты для беспризорных детей.

В дальнейшем программа социального страхования трудящихся была разработана Лениным В.И. в начале двадцатого века. В 1912 году российским пролетариатом впервые были высказаны требования по ее реализации, а также по вопросам социального обеспечения и охраны здоровья рабочих.

Несмотря на современные политические пристрастия, именно детищем Октябрьской революции исторически является врачебно-трудовая экспертиза. Введенные в 1918 году гарантированные права на социальную помощь диктовали необходимость юридического и медицинского заключения об утрате трудоспособности. Для этого и были созданы бюро врачебной экспертизы (БВЭ) при страховых кассах. В их состав входили три врача-специалиста, представители профсоюзной организации и страховой кассы. Бюро врачебной экспертизы было дано право удостоверять факт временной или стойкой нетрудоспособности, что было включено в первый "Кодекс законов о труде", принятый в 1918году. Трудоспособность определялась в процентах, при этом учитывался только характер заболевания и не принимались во внимание условия труда больного.

В 1926 году была разработана классификация стойкой нетрудоспособности. Она включала в себя 6 групп инвалидности, но только для лиц первых трех групп предусматривалось пенсионное обеспечение. В этой классификации впервые болезнь связывалась с социальными факторами и решался вопрос о возможности продолжения профессиональной деятельности, нуждаемости в переводе на другую работу либо полном освобождении от нее.

В 1932 году была введена трех групповая система инвалидности. Она четко регламентировала критерии для установления каждой группы с учетом показаний к работе в своей или другой профессии.

В 1933 году БВЭ были реорганизованы во врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК). Было утверждено "Положение о ВТЭК", в котором определялось профилактическое направление их деятельности, необходимость тесной связи с органами здравоохранения, социального обеспечения и профессионального трудоустройства.

Следующая инструкция по определению групп инвалидности была издана уже в 1954 году. В ней была сохранена трех групповая классификация инвалидности, скорректированы критерии для установления групп инвалидности, предусмотрены рекомендации инвалидам I и II групп, введено понятие "выраженный анатомический дефект", установлены более рациональные сроки переосвидетельствования инвалидов, утвержден "Перечень заболеваний и дефектов, при которых группа инвалидности устанавливается бессрочно".

Серьезные преобразования государственного строя в 90-е годы (распад Союза ССР, признание независимости России) повлияли и на решение вопросов социальной защиты инвалидов, и на организацию системы медицинской экспертизы нетрудоспособности.

Введение Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995г. "О социальной защите инвалидов в РФ", действующего и по наши дни, определило государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации. Главной её целью является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России.

В данном документе было определено новое понятие "инвалид", основания для определения инвалидности в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности, понятие "реабилитация инвалидов" и "индивидуальная программа реабилитации инвалидов", а также возложены функции признания граждан инвалидами на учреждения медико-социальной экспертизы разного уровня.

В течение 1996 года врачебно-трудовые экспертные комиссии упразднены, началось создание государственной службы медико-социальной экспертизы в системе Министерства социальной защиты населения Российской Федерации. Вместе с этим произошло изменение взглядов на саму сущность понятия "инвалидность". Если раньше под этим понималось только ограничение трудоспособности, то теперь инвалидность касается самых различных ограничений жизнедеятельности человека, в которой трудоспособность - это один из критериев.

При этом вышли в свет новые законодательные документы, определявшие в соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом порядок и условия признания лица инвалидом и возлагавшие функции установления инвалидности и разработки индивидуальных программ реабилитации инвалидов только на учреждения медико-социальной экспертизы. В числе их:
Постановление Правительства РФ от 13.08.1996г. №965 "О порядке признания граждан инвалидами", утвердившее Положение о признании лица инвалидом и Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, а несколько позже "Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы", утвержденные постановлением Министерства труда и социальной развития РФ и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 29.01.1997г. №1/30.

Очередной этап развития и совершенствования государственной службы медико-социальной экспертизы начался в 2004 году. В целях реализации положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" было издано Постановление Правительства РФ от 16.12.2004 г. №805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы". Согласно этому документу была сформирована единая федеральная государственная система медико-социальной экспертизы, в рамках которой к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы и Главные бюро медико­социальной экспертизы, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

Федеральное бюро находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы - бюро, в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

Были введены новые нормативно-правовые документы по медико-социальной экспертизе: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.08.2005г. №535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" и Постановление Правительства РФ от 20.02.2006г. №95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", утвердившее Правила признания лица инвалидом.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 г. №724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов государственной власти", Постановлением Правительства РФ от 2.06.2008 г. №423 "О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико­-биологического агентства" полномочия по организации деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы возложены на Федеральное медико-биологическое агентство.

Федеральное медико-биологическое агентство России разработало ряд нормативных актов, в частности, поправки к приказу Минздрава "Об обеспечении детей-инвалидов бесплатным питанием по рецептам врачей", принятые в январе 2007 года, а также Постановления Правительства РФ от апреля 2008 года №№240 и 247. Оба эти постановления снимают наиболее болезненные вопросы. Их высокое качество объясняется тем, что в обсуждении проектов принимали активное участие общественные организации инвалидов, многие предложения которых были внесены в текст.

24 сентября 2008 года в штаб-квартире ООН в рамках "договорного мероприятия" 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, приуроченного к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека, министр иностранных дел России Лавров С.В. от имени Российской Федерации подписал Конвенцию о правах инвалидов. Сам факт подписания данного документа свидетельствует о пристальном внимании, которое уделяется в Российской Федерации вопросам обеспечения достойного уровня и качества жизни инвалидов, их реабилитации и интеграции в общество. Именно такой подход лежит в основе Конвенции. "Конвенция о правах инвалидов - первый документ в новом столетии, который на универсальной основе посвящен правам человека.

Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико­социальной экспертизы по Астраханской области» и его структурные подразделения, опираясь на богатые традиции деятельности, высокий профессионализм сотрудников, эффективную систему руководства продолжает всесторонне совершенствовать сою деятельность по обеспечению социальной реабилитации инвалидов, полноценной интеграции их в общество.

Медико-социальная экспертиза, как одна из современных форм социальной поддержки людей, с ограниченными возможностями жизнедеятельности, прошла большой и разноплановый путь развития и трансформации. Исторически система медико-социальной экспертизы в Астраханской области формировалась в русле основных направлений и задач, характерных для состояния и потребностей российского общества.

В России истоки общественного призрения, как организованной формы благотворительности или социального обеспечения, восходят еще к Стоглавому собору, который обратился с увещеванием в каждом "граде устроити богадельни мужские и женские". Тем самым, царь Федор Алексеевич Романов своим Указом предписал, отделив в Москве увечных людей от притворных нищих, первых поместить в двух отделениях, а здоровым лентяям дать работу. Суровые меры против "ленивых прошаков" принимал и император Петр I, запрещая им подаяния, приказывая бить их батогами, выдворять на место жительства, а возвращающихся к своему промыслу ссылать на каторгу. Вместе с этим он требовал повсеместного устройства "госпиталей" - приютов для призреваемых, заботился о помещении инвалидов в монастыри, приказывал строить по городам на церковных дворах приюты для беспризорных детей.

В дальнейшем программа социального страхования трудящихся была разработана Лениным В.И. в начале двадцатого века. В 1912 году российским пролетариатом впервые были высказаны требования по ее реализации, а также по вопросам социального обеспечения и охраны здоровья рабочих.

Несмотря на современные политические пристрастия, именно детищем Октябрьской революции исторически является врачебно-трудовая экспертиза. Введенные в 1918 году гарантированные права на социальную помощь диктовали необходимость юридического и медицинского заключения об утрате трудоспособности. Для этого и были созданы бюро врачебной экспертизы (БВЭ) при страховых кассах. В их состав входили три врача-специалиста, представители профсоюзной организации и страховой кассы. Бюро врачебной экспертизы было дано право удостоверять факт временной или стойкой нетрудоспособности, что было включено в первый "Кодекс законов о труде", принятый в 1918году. Трудоспособность определялась в процентах, при этом учитывался только характер заболевания и не принимались во внимание условия труда больного.

В 1926 году была разработана классификация стойкой нетрудоспособности. Она включала в себя 6 групп инвалидности, но только для лиц первых трех групп предусматривалось пенсионное обеспечение. В этой классификации впервые болезнь связывалась с социальными факторами и решался вопрос о возможности продолжения профессиональной деятельности, нуждаемости в переводе на другую работу либо полном освобождении от нее.

В 1932 году была введена трех групповая система инвалидности. Она четко регламентировала критерии для установления каждой группы с учетом показаний к работе в своей или другой профессии.

В 1933 году БВЭ были реорганизованы во врачебно-трудовые экспертные комиссии (ВТЭК). Было утверждено "Положение о ВТЭК", в котором определялось профилактическое направление их деятельности, необходимость тесной связи с органами здравоохранения, социального обеспечения и профессионального трудоустройства.

Следующая инструкция по определению групп инвалидности была издана уже в 1954 году. В ней была сохранена трех групповая классификация инвалидности, скорректированы критерии для установления групп инвалидности, предусмотрены рекомендации инвалидам I и II групп, введено понятие "выраженный анатомический дефект", установлены более рациональные сроки переосвидетельствования инвалидов, утвержден "Перечень заболеваний и дефектов, при которых группа инвалидности устанавливается бессрочно".

Серьезные преобразования государственного строя в 90-е годы (распад Союза ССР, признание независимости России) повлияли и на решение вопросов социальной защиты инвалидов, и на организацию системы медицинской экспертизы нетрудоспособности.

Введение Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995г. "О социальной защите инвалидов в РФ", действующего и по наши дни, определило государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации. Главной её целью является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами России.

В данном документе было определено новое понятие "инвалид", основания для определения инвалидности в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности, понятие "реабилитация инвалидов" и "индивидуальная программа реабилитации инвалидов", а также возложены функции признания граждан инвалидами на учреждения медико-социальной экспертизы разного уровня.

В течение 1996 года врачебно-трудовые экспертные комиссии упразднены, началось создание государственной службы медико-социальной экспертизы в системе Министерства социальной защиты населения Российской Федерации. Вместе с этим произошло изменение взглядов на саму сущность понятия "инвалидность". Если раньше под этим понималось только ограничение трудоспособности, то теперь инвалидность касается самых различных ограничений жизнедеятельности человека, в которой трудоспособность - это один из критериев.

При этом вышли в свет новые законодательные документы, определявшие в соответствии с вышеупомянутым Федеральным законом порядок и условия признания лица инвалидом и возлагавшие функции установления инвалидности и разработки индивидуальных программ реабилитации инвалидов только на учреждения медико-социальной экспертизы. В числе их:
Постановление Правительства РФ от 13.08.1996г. №965 "О порядке признания граждан инвалидами", утвердившее Положение о признании лица инвалидом и Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, а несколько позже "Классификации и временные критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан учреждениями государственной службы медико-социальной экспертизы", утвержденные постановлением Министерства труда и социальной развития РФ и Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 29.01.1997г. №1/30.

Очередной этап развития и совершенствования государственной службы медико-социальной экспертизы начался в 2004 году. В целях реализации положений Федерального закона "О социальной защите инвалидов в РФ" было издано Постановление Правительства РФ от 16.12.2004 г. №805 "О порядке организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы". Согласно этому документу была сформирована единая федеральная государственная система медико-социальной экспертизы, в рамках которой к федеральным государственным учреждениям медико-социальной экспертизы относятся Федеральное бюро медико-социальной экспертизы и Главные бюро медико­социальной экспертизы, имеющие филиалы - бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах.

Федеральное бюро находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Главные бюро медико-социальной экспертизы, имеющие филиалы - бюро, в ведении Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.

Были введены новые нормативно-правовые документы по медико-социальной экспертизе: Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22.08.2005г. №535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" и Постановление Правительства РФ от 20.02.2006г. №95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом", утвердившее Правила признания лица инвалидом.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 г. №724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов государственной власти", Постановлением Правительства РФ от 2.06.2008 г. №423 "О некоторых вопросах деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Федерального медико­-биологического агентства" полномочия по организации деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы возложены на Федеральное медико-биологическое агентство.

Федеральное медико-биологическое агентство России разработало ряд нормативных актов, в частности, поправки к приказу Минздрава "Об обеспечении детей-инвалидов бесплатным питанием по рецептам врачей", принятые в январе 2007 года, а также Постановления Правительства РФ от апреля 2008 года №№240 и 247. Оба эти постановления снимают наиболее болезненные вопросы. Их высокое качество объясняется тем, что в обсуждении проектов принимали активное участие общественные организации инвалидов, многие предложения которых были внесены в текст.

24 сентября 2008 года в штаб-квартире ООН в рамках "договорного мероприятия" 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, приуроченного к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека, министр иностранных дел России Лавров С.В. от имени Российской Федерации подписал           Конвенцию о правах инвалидов. Сам факт подписания данного документа свидетельствует о пристальном внимании, которое уделяется в Российской Федерации вопросам обеспечения достойного уровня и качества жизни инвалидов, их реабилитации и интеграции в общество. Именно такой подход лежит в основе Конвенции. "Конвенция о правах инвалидов - первый документ в новом столетии, который на универсальной основе посвящен правам человека.

Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико­социальной экспертизы по Астраханской области» и его структурные подразделения, опираясь на богатые традиции деятельности, высокий профессионализм сотрудников, эффективную систему руководства продолжает всесторонне совершенствовать сою деятельность по обеспечению социальной реабилитации инвалидов, полноценной интеграции их в общество.